Цена Победы
Мы многое списываем на победу. Говорят, победителей не судят. Тогда, в 1945-м, триумф и радость победы заслонили вопрос о ее цене. Спору нет, исключительно важно, как закончилась война. Но не следует забывать, как она началась, какой ценой была завоевана победа.
Мы не задумывались о потерях…
На войне мы не задумывались о потерях – фронтовики это подтвердят. Они казались естественными и неизбежными. Могло ли их быть меньше – никто не задумывался. Песенная строка «мы за ценой не постоим» имеет самое реальное обоснование.
Истина о цене победы оказалась для советского руководства, и прежде всего для Сталина, трудным испытанием. Для многих людей в нашей стране до сих пор остается несопоставимым величие победы и огромная цена, заплаченная за нее. Но сказать эту правду нужно – это веление совести, наш долг перед теми, кто покоится в безымянных могилах, считается без вести пропавшим.
Долголетний нарком финансов СССР А. Зверев вспоминал, как Сталин поручил начальнику Центрального статистического управления В. Старовскому представить справку о потерях в годы войны. Прочитав объективный (по тому времени) документ, вождь сказал: «Вы – бухгалтер, товарищ Старовский, а не политик». По собственной воле Сталин определил потери в 6 миллионов человек. Судьба еще более двух десятков миллионов погибших, плененных, замученных для него не существовала. Правда о цене, заплаченной народом за все его просчеты и преступления, была для него грозным обвинением. Не укладывалась она и в миф о его «полководческой гениальности».
Цифры и факты
Данные о потерях СССР в Великой Отечественной войне претерпели с 1945 года многочисленные изменения и поправки. Через 20 лет появилась цифра 20 миллионов безвозвратных потерь – 10 миллионов в армии и 10 миллионов среди гражданского населения. По официальным данным Генерального штаба, опубликованным 25 июня 1998 года, за годы войны Красная Армия потеряла 11 миллионов 944 тысячи человек. Цифра представлена ведомством, в которое на протяжении четырех лет войны стекались все данные о боевых потерях на фронтах. Из указанных 11 миллионов 944 тысяч человек 6 миллионов 885 тысяч были убиты, умерли от ран и болезней, погибли в катастрофах. Пропали без вести, попали в плен – 4 миллиона 559 тысяч. Более 500 тысяч резервистов погибло по пути на фронт…
Погибшие в ходе боевых действий хоронились, если это вообще позволяла обстановка, в общих могилах. При этом личность значительной части убитых оставалась неустановленной. (По непонятным причинам с марта 1943 года в Красной Армии были отменены так называемые медальоны с данными об их владельцах.) На 1 января 1945 года в России числилось 16 241 воинское захоронение, где погребено 2 миллиона 757 тысяч человек. Поименно известна лишь половина – 1 миллион 467 тысяч человек.
Двойной счет
Практически все данные о потерях сторон в годы Отечественной войны противоречат друг другу. В официальных и неофициальных документах – секретных сводках штабов, публикациях в прессе, воспоминаниях и мемуарах – истина приносится в жертву амбициям и тщеславию, политической конъюнктуре и желанию подправить историю в «свою пользу».
Двойной счет использовали все воющие стороны: свои потери преуменьшались, противника – преувеличивались. У. Черчилль облек это в четкую формулу: «В военное время правда столь драгоценна, что ее должны охранять караулы лжи». Мы еще долго не узнаем всей правды (если она вообще познаваема) о той великой кровавой войне.
Война – жестока, она меняет облик человека. В ней присутствовали мужество и самопожертвование, трусость и предательство. Были на ней заградотряды и штрафбаты. За время 1941–1945 гг. военными трибуналами было осуждено 994 тысячи военнослужащих Красной Армии; из них свыше 157 тысяч были приговорены к расстрелу – это около 15 дивизий, уничтоженных самой властью. Многие жестокие меры по поддержанию воинской дисциплины в том катастрофическом положении, в котором оказалась наша армия благодаря «мудрости и прозорливости» вождя, были необходимы. Но их общая карательная направленность была порождением сталинской системы.
Никто не забыт?
Война считается законченной, когда похоронен последний павший на ней солдат. Исходя из этого, Великая Отечественная для нашего народа далеко еще не завершена. Неисчислимые тысячи безымянных воинов остаются непогребенными в местах прошедших боев. Нет российской семьи, в которой бы не жила память о страшной войне, о тех, кто грудью защитил страну. Слова поэтессы Ольги Берггольц «никто не забыт и ничто не забыто» должны стать полной реальностью. И нынешнее поколение людей, и наши потомки обязаны помнить и чтить память героев, отдавших свои жизни в годы Великой Отечественной войны во имя Великой Победы.
Юрий Басистов,
участник ВОВ, полковник в отставке, кандидат исторических наук (1921-2015)