Постковидные хроники:
Немного о реабилитации после ковида, отношении к здоровью и болезни.
Прошло чуть больше месяца как мы официально закончили болеть – точка отсчета день, когда мужу закрыли больничный.
То есть мы в этой ковидной истории уже больше двух месяцев.
Почему же для нас история продолжается, если тест отрицательный, даже антитела обозначились? Мы, дабы удостовериться в своей защищённости потратили 6 тысяч на двоих и сделали тест на антитела. Но история продолжается. После моих постов о том, как мы болели было много откликов и вопросов, которые задавали и здоровые и в ковидневерящие и такие же как мы переболевшие. На удивление последних было немало. К сожалению, информационный голод которым страдает общество на предмет ковида не становится меньше. И увы, категорически недостаточно информации о методах реабилитации после него.
Мне за это время неоднократно задавали вопрос «Ну я же уже выздоровел, так почему у меня совсем нет сил, болит голова, сердце, поджелудочная и тд, хуже работает сооброжалка, глаза, суставы, мучает головокружение, тревога на грани паники, бессонница, страх?» А всё очень просто - отрицательным тестом болезнь не заканчивается. Это как смерч, который прошел по городу. Стихия унялась, но еще ой как не скоро системы жизнеобеспечения начнут работать так же как раньше, а какие-то вещи уже никогда не будут такими же, как до беды.
В среднем реабилитация после ковид занимает от 1.5 до 6 месяцев, а реально около 3х. И продолжительность этого периода зависит от того с какой интенсивностью вы занимаетесь собой, восстанавливая порушенное.
Мы двое докторишек (муж действующий и остепенённый, я в анамнезе), подошли к данному вопросу восстановления собственного здоровья, не характерно для нас, по взрослому.
Почему не характерно – просто до ковид у каждого из нас насобиралось по 25-30 кг лишнего веса, у мужа начала вызревать гипертония, ежедневное количество сна составляло 5-6 часов, высококалорийная и многоуглеводная диета, ну вы понимаете – сладкое для меня, сладкое и булки для мужа, да вообще на тему пожрать мы никогда себе не отказывали. Добавим сюда гиподинамию и картинка сложится.
Из малого списка факторов здоровья можно назвать – низкий уровень стресса и умение проходить его без потерь. Еще бы психиатр и психолог в одной упряжке, иначе было бы как-то непрофессионально. Отсутствие вредных привычек, кроме нездорового пищевого поведения, в чем я уже покаялась, регулярный 2-3 раза в год качественный отдых. Да, что немаловажно регулярное потребление сбалансированной и эффективной схемы биодобавок. Ну и общее ощущение счастья и комфорта.
То есть наше отношение к здоровью было попустительски самоуспокоенным.
Но вернусь к реабилитации. Ковид поставил перед нами несколько серьёзных проблем: первая сахар, который вылез на лечении дексаметазоном и по ходу поставленный эндокринологом один на двоих диагноз диабет второго типа. Вторая – физическое бессилие – астения, головокружения, стремительно падающая на тебя усталость. Третье – голова категорически отказывалась работать, как раньше – она тупила, уставала, ей хотелось спать, плакать кукситься на пустом месте. И это мы еще избежали пограничной психиатрии – страхов, депрессии, тревожности, панических атак, мыслей о суициде, которые встречаются у переболевших достаточно часто. Ну и такие мелочи как снижение зрения, не до конца вернувшееся обоняние.
Состояние своё мы пытались контролировать при помощи анализов – хотя бы сравнить, то что было в разгар болезни с тем, что мы получили на выходе. Анализы были так себе – остаточные признаки воспаления, анемия у меня, средненькие печеночные пробы, высокий ферритин – один из показателей тяжести перенесенного заболевания, у мужа. В общем-то ничего критического – по ощущениям (субъективно) состояние было гораздо хуже.
С этим надо было что-то делать. И мы, проконсультировавшись с терапевтом и эндокринологом приступили.
Первое с чего мы начали это с коррекции пищевых привычек – с учетом диагноза диабет, который явно или подспудно нередко развивается после перенесенного ковид, особенно на фоне лечения дексаметазоном. Вот уже 2 месяца мы существуем на диете, вернее было бы назвать это новым образом питания – без сахара вообще, исключив все быстрые углеводы, и обогатив свой рацион зеленью, травой, овощами, ягодами (преимущественно замороженными), белком и витаминами. Про это я потом напишу отдельно – тема очень актуальная и подарившая мне множество открытий и откровений. Результат суммарно по минус 13 кг каждый за два месяца включая болезнь. Дышать и двигаться стало легче. А сам переход на здоровую диету оказался совсем не так страшен, как ожидалось.
Второе это мы добавили себе час сна – для того, чтобы здороветь – нужно спать, иначе никак, просто начали ложиться на час раньше. Работает – я бы добавила еще хотя бы полчасика мне 7 часов всё равно не хватает. А те у кого проблемы со сном могут попробовать гомеопатический немецкий препарат Нервохель.
Третье – Это поддержка ослабших за ковид голов – ноотроп Пантогам курсом (дозировки не даю принципиально, для себя уточняйте у своего врача) – тормозиться стало меньше, хотя соображается всё рано не так бодро как раньше. Плюс для улучшения периферического кровообращения, и в частности, головного мозга, – экстракт Гинкго Билоба 120 мг в день.
Печень – один из самых страдающих после ковид органов очень благодарна нам за диету – за месяц лабораторные показатели ее деятельности от средне-безобразных пришли в норму. Её мы кормили Эссенциале и было ей хорошо!
В помощь сердцу и сосудам пропили курс отличного препарата – Цитофлавина, на нем астения - слабость и дохлость пошла на убыль. Ну и продолжили, поскольку пьём всегда Омегу 3-6.
Поскольку зрение за болезнь подсело, сходили на консультацию к офтальмологу, который выписал каждому из нас новые очки (комп, чтение), заказали и носим, не насилуем и без того травмированную систему.
С учетом того, что эпидемия ковид еще не закончилась продолжаем пить витамин Д3 по 2000 ежедневно. Да и популяционный дефицит сбрасывать со счетов не стоит. Наш эндокринолог привела чудовищную статистику из 430 обследованных на предмет дефицита витамина Д, он был обнаружен у 400.
Много пьём (воды, чая, компотов на сахарозаменителях – эритроле и стевии).
Стараемся двигаться – у мужа получается лучше, у меня хуже.
Подбираем себе оптимальный комплекс витаминов.
Думаем о хорошем, читаем добрые книжки и ставим долгосрочные цели.
И всё равно ощущения здоровья пока нет, скорее не болезни, но еще не здоровья.
Для меня ковид стал пинком, который заставил пересмотреть своё отношение к здоровью. То, как мы переболели во многом было определено тем базовым состоянием здоровья, которое было до. Нам досталось, хотя и не так сильно, как многим другим, но, мы могли и не заболеть, будь наш статус здоровья иным, и недуг мог пройти много легче если бы мы не распустили себя и относились бы к себе более ответственно.
У меня в юности была одна история. Лет нам было 20+-. Моя подруга чуть постарше меня и яростная поклонница ЗОЖ всячески склоняла меня на этот путь. В 20 лет ты кажешься себе бессмертным и все грядущие недуги не пугают, ничуть. Я, вяло отбиваясь, задала ей вопрос «Дорогая, зачем тебе эти сложности – ты же молодая, красивая, здоровая?» Она ответила мне так, что я не изменила свою позицию, но прекрасно запомнила её слова «Ты не поверишь, просто я хочу жить дольше и качественно лучше». Сейчас я очень хорошо понимаю, о чем она говорила. Наш мир – агрессивная среда – будет не ковид, так злобный грипп, мутировавшая корь, или занзибарская адено-жуть, не важно. Для того чтобы жить дольше и лучше к собственному здоровью стоит относиться с последовательной, внимательной нежностью. Буду писать об этом, потому что сделав несколько шагов на этом пути обнаружила много решений, которыми хочу поделиться.